twinkle, twinkle, little star
Авторство: Shostrom E.L. Man, the manipulator: The inner journey from manipulation to actualization. Nashville, TN: Abingdon, 1967 К.: PSYLIB, 2003. Перевод В. Данченко
Дата публикации документа: 20.09.2006 г.
Последняя редакция от 20.12.2007 г.
Постоянный адрес документа: abital.ru/articles/525

Американские психологи разработали модель так называемого ассертивного (самоутверждающего) поведения. С психологической точки зрения, ассертивное поведение – это поведение цельного человека. Ниже приведены так называемые ассертивные права, которыми безусловно обладает каждый из нас, а также манипулятивные предубеждения, которые блокируют эти права.

Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия
Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и свое поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудренный и авторитетный.

Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение
Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки.

Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей
Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.

Я имею право изменить своё мнение
Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.

Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки
Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.

Я имею право сказать: «я не знаю»
Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.

Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне
Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.

Я имею право принимать нелогичные решения
Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.

Я имею право сказать: «я тебя не понимаю»
Манипулятивное предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен «читать их мысли». В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить.

Я имею право сказать: «меня это не интересует»
Манипулятивное предубеждение: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, безразличный.

@темы: поиск себя, истинный образ, ассертивное поведение

Комментарии
30.09.2009 в 13:47

What would you do, if you weren't afraid?
Sage
О. Интересный документ. Могу я перепостить? :)
30.09.2009 в 13:59

nataniel-la Конечно! Только приветствую! :)
30.09.2009 в 14:03

What would you do, if you weren't afraid?
Sage
Пасиба :white:
30.09.2009 в 15:23

заморский провинциал
Спасибо! Я тоже у себя процитирую.
30.09.2009 в 17:56

Давно не встречала такого бреда. Разумеется, человек имеет право так делать. А окружающие имеют в ответ полное право послать такого человека подальше.
Знаешь, что будет результатом следования этим правилам???? Полное одиночество, "меня никто не любит", несостоявшаяся карьера и личная жизнь, вплоть до самоубийства, которого никто и не заметит.

Кого такая жизнь устраивает - на здоровье. А лично мне это напоминает анекдот про неуловимого Джо.
30.09.2009 в 18:12

Мошка* Судя по комментариям здесь и в дневниках у тех, кто перепостил этот пост, восприятие очень извращенное однобокое и максималистское. -)
30.09.2009 в 18:58

Sage Может это потому, что мне регулярно приходиться утешать людей, следующих этим правилам? Конечно, это выглядит очень завлекательно - ничего же делать не надо, знай помни, что ты никому ничего не должен. А вопрос "Почему меня не любит мой ребенок/родитель/муж/жена/парень/девушка/коллеги на работе/друзья/собака?" словно бы и не имеет отношения к этому. Обычно я задаю встречный вопрос "А как именно любишь их ты?" и получаю в ответ недоумение "А что, я им что-то должен?" и краткий пересказ вот этих самых правил.

Я думаю, что можно вспоминать эти правах, когда тебе нужна отмазка от неприятного дела. Но жить, соблюдая их постоянно??
30.09.2009 в 19:00

Мошка* Речь в посте не о первом и не о втором. -) Что тебе кажется неправильным в этих правилах, конкретно? Прямо по каждому?
30.09.2009 в 19:10

forget-me-not
Да, клевая штука, я ее уже читала. Ффсе отлично сформулировано.
Один пункт только меня все же слегка смущает - насчет не извиняться и не объяснять. Ну тут субъективно и ситуативно - иногда все-таки стоит хот ябы объяснить.
Кагбэ извиниться, если ты нагадил и сам это признаешь - это хорошо.
Другое дело, елси тебя считают виноватым, а ты ничего не делал.
30.09.2009 в 19:10

Sage Что тут возражать по каждому? Я согласна, что люди действительно имеют на это право. Но если они начнут следовать этим правилам регулярно, они получат массу неприятностей. У нас на работе многие учителя им следуют, дети с родителями тоже часто. Здесь в дайри полно народа, который ведет себя именно так. Ну и что в этом хорошего?
30.09.2009 в 19:19

Mittas Насчет извинений... тут вопрос в том, что, опять же, речь идет о манипуляциях. Т.е., манипулятор может твое чувство вины использовать. В этом смысле идет речь об извинениях, а не в том, что ненужно признавать свою неправоту. -) И, конечно, лучшим выводом из ошибок будет их учесть и не повторять, а не завеситься фальшивыми извинениями, чтобы и дальше продолжать в том же духе, как у нас тоже многие любят. :)

Мошка* :nope:
30.09.2009 в 19:22

forget-me-not
Sage
Ну я как этик скажу так.... Не то что не нужно. Но ты имеешь право делать это или НЕ делать. Палюбэ.
Другое дело, что и отвечать за последствия ты тоже имеешь право.

Ой да, меня это пипец бесит, кодга человек извиняется по сто раз и продолжает то же самое
Хочется убить.
30.09.2009 в 19:23

forget-me-not
Мошка*
Мне кажется, ты неправа. Я следую этим правилам, и у меня есть близкие люди. которые меня любят.
Более того - пока я следовала манипулятивным правилам, я была куда более несчастна и отдалена от людей.
30.09.2009 в 19:26

Mittas Каждому свое - кому арбуз, а кому - свиной хрящик. :)
30.09.2009 в 22:13

Mittas Да все следуют этим правилам с большим или меньшим успехом. И я следую, конечно) И иногда чувствую себя виноватой из-за этого, иногда не чувствую.
Люди, с которыми я следую этим правилам, обычно не имеют для меня никакого значения.

Sage Извини, я несколько резко написала первый комментарий. Ежедневный шестичасовой разбор конфликтов в детском коллективе плохо действует на способность корректно комментировать посты на такую тему.
01.10.2009 в 01:34

"Bless'n go" © Nichelle Nichols
Люди постоянно путают "И" и "ИЛИ" :-(
Большинство этих правил написаны под "И".
Например:
Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки И если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым.
Я имею право сказать: «я не знаю» И Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.
и т.д.
Вот так правильно :)
01.10.2009 в 09:17

kerry-lla Нет, не так. :) Чувство вины вообще не конструктивное чувство. В идеале, его лучше не испытывать совсем. Насчет ответа на любой вопрос - это идеализация. :) Но смысл в том же - если ты не идеален по чьим-то представлениям (т.е., не можешь ответить на любой вопрос, к примеру, ты должен испытывать чувство вины. Тогда тобой очень легко будет манипулировать).
01.10.2009 в 09:23

Мошка* Извини, я несколько резко написала первый комментарий. Ежедневный шестичасовой разбор конфликтов в детском коллективе

Извиняться не за что, а вот детский коллектив, на самом деле, многое объясняет. -) Ассертивное поведение на поверхности, действительно, похоже на детско-эгоистическое. "Подростковый бунт" - написал кто-то комментарий. -)
01.10.2009 в 10:01

Sage Какие там подростки, там основая проблема - родители! "Я ему ничего не должна! Я могу использовать ребенка как мне удобно! А он в ответ обязан меня любить и хорошо учиться!"(((((((
01.10.2009 в 10:06

Мошка* А вот это и есть - манипулятивное поведение. В котором, к тому же, манипулируют любовью и приятием. Этим проще всего манипулировать родителям. И большинство именно так и поступает. -(
01.10.2009 в 10:30

палочка-выручалочка с многолетним стажем (с)
Sage "я ему ничего не должна" - это манипулятивное поведение? Классическая родительская манипуляция: "Я за него жизнь положила, а он..."
По поводу основного поста как этик-манипулятор ничего особо ценного сказать не могу: писать можно любые буковки, но человек ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ стадное животное и будет ориентироваться на свою референтную группу. Поэтому всегда будет манипулировать сам и быть подвержен манипуляции (сознательно или бессознательно) ))
01.10.2009 в 10:40

Вивиана О. Манипулятивное поведение - он должен хорошо учиться и любить меня. _а иначе он не получит от меня любви и приятия_
01.10.2009 в 10:47

палочка-выручалочка с многолетним стажем (с)
Sage Там УЖЕ отказываются давать любовь и заботу. Независимо от учебы и любви. А учебу и любовь требуют. Пофигизм в чистом виде. А вообще, насколько я знаю подобные ситуации - и на учебу с любовью таким родителям покласть. Им велели зайти в школу - они и зашли. Согласно ассертивному поведению могли бы и не зайти... Имели право... :) А от детей им нужно только одно - чтобы жить не мешали. Родителям. Ассертивно)
01.10.2009 в 11:49

генератор грамандеров (с)
Sage я в инглише не спец, но почему actualization как ассертивный переводят? Актуализация, самоутверждение ведь правильнее, нет?

Правила, без сомнения, очень жизненные. Однако в догонку к посту выше, долеко не только этики используют манипуляции, логиков тоже полно. :)

Про сосуществование в обществе - если не доводить до абсурда, то все они - Правила - легко монтируются с неконфликтным общением. Как с близкими, так и с далекими. Правила помогают не участвовать в гонке по шоссе Преследователь-Жертва-Спасатель. Тем, кто живет на этой трассе, естественно, существование вне ее видится чем-то ужасно неправильным.
Не попадать в этот треугольник чертовски сложно. Но если анализировать ситуации и по тем же Правилам прогонять их, можно постепенно вылезти. :)
01.10.2009 в 11:53

Antonio di долеко не только этики используют манипуляции, логиков тоже полно

Конечно, это я про закономерности. Этики, все же, чаще манипулируют. Потому что манипуляции - это из области чувств и отношений.

Актуализация, самоутверждение ведь правильнее, нет

Да, но в этом смысле самоутверждение и ассертивность - синонимы, а в нашей практике, видимо, ассертивность более распространенный термин.

Правила помогают не участвовать в гонке по шоссе Преследователь-Жертва-Спасатель

:yes:
01.10.2009 в 11:55

генератор грамандеров (с)
Sage я в инглише не спец, но почему actualization как ассертивный переводят? Актуализация, самоутверждение ведь правильнее, нет?

Правила, без сомнения, очень жизненные. Однако в догонку к посту выше, долеко не только этики используют манипуляции, логиков тоже полно. :)

Про сосуществование в обществе - если не доводить до абсурда, то все они - Правила - легко монтируются с неконфликтным общением. Как с близкими, так и с далекими. Правила помогают не участвовать в гонке по шоссе Преследователь-Жертва-Спасатель. Тем, кто живет на этой трассе, естественно, существование вне ее видится чем-то ужасно неправильным.
Не попадать в этот треугольник чертовски сложно. Но если анализировать ситуации и по тем же Правилам прогонять их, можно постепенно вылезти. :)
01.10.2009 в 18:29

"Bless'n go" © Nichelle Nichols
Sage я этих, которые не испытывают чувство вины, вообще боюсь.
02.10.2009 в 00:46

Я нашла все-таки решила пройтись по каждому праву - как я вижу случаи его соблюдения. Картинки из жизни учеников 2-4 класса, которые происходили у меня на глазах.

читать дальше
02.10.2009 в 01:03

forget-me-not
Мошка*
Мошка, во всех приведенных тобою примерах родители не защищают свои права. а нарушают чужие.
Примеры - некорректные.
02.10.2009 в 01:41

Mittas Ох, возможно, но я вижу это именно как соблюдение своих прав((( Жизнь проходит под девизом "Меня твое мнение не интересует"((

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии