Оказывается, новость про скорую премьеру оперы, посвященной «Сколково», – не шутка. Более того, сюжет этой оперы по-своему гениально отражает религиозную и политическую суть происходящего во всем этом «Околосколково».
Примерное либретто таково. В государстве Москопотамия правят два брата – Бог Денег и Бог Науки. У Бога Денег есть свой храм, а у БогаНауки храма нет. Визирю снится сон, как в стране кончилась нефть, и он рассказывает правителям об этом страшном знамении. В качестве превентивной меры братья решают построить храм Науки, чтобы спасти страну от гибели. Мудрый визирь прилагает все усилия, чтобы принудить жрецов Денег к инновациям и возвести величественный храм.
читать дальшеМудрый визирь – это, ясное дело, Владислав Сурков. Но далее не стоит конкретизировать, кто у нас Бог Науки, а кто подразумевается в качестве Бога Денег. Дело не в этом.
Ключ к пониманию происходящего в стране – вот в этой вере авторов, вне всяких сомнений, отражающей на порядок более истовую веру заказчиков в то, что возможно принудить жрецов Денег к инновациям.
Это – кредо, чистый символ веры: «все вырастает из денег». И инновации. И даже Наука. Это и есть религия нашего времени: «бабло побеждает зло».
Отсюда вырастают и чудо-технологии «Сколково». Главная из них – наладить параллельно с импортом куриных окорочков импорт иноземных мозгов.
Именно эту задачу поставил в октябре прошлого года Владислав Юрьевич Сурков: «Нам не плакать надо об утечке мозгов, а наладить их импорт. Это не обязательно должны быть наши соотечественники, а просто лучшие ученые. Какого они происхождения – это абсолютно не имеет значения». И еще: «Никто не верил, что сюда может приехать хороший бухгалтер из западной компании; сегодня это… никого уже не удивляет. Через 5-10 лет никого не будет удивлять, что в России работают нобелевские лауреаты, крупнейшие ученые из самых разных сфер».
Из такой установки закономерно следует и вывод Суркова: «Опора на собственные силы», «мы сами сможем» – все эти лозунги утопичны. Мы сами не сможем».
И, наконец, приговор Суркова России: «Это – парадигма российской жизни. Мы уже лет 500 продаем сырье и на вырученные деньги покупаем новейшие достижения за рубежом. И это у нас уже в крови, и иное мы с трудом представляем».
Поразительно, но ни авторы оперы, ни авторы «Сколково» не понимают, что именно подобная установка и является фундаментом сырьевой антиинновационной экономики. Точно так же в начале 1990-х нефтяные компании гнали нефть за бугор, а оттуда покупали себе буквально все: от оборудования для нефтедобычи и «Катерпилларов» до последней шмотки и консервной банки.
Следует поблагодарить того, кто придумал и «Сколково», и оперу. Лучшего символа существующей паразитарной антитрудовой социально-экономической формации трудно придумать. Такую формацию археологи с полным правом потом и назовут «Сколковской».
Даже наука в рамках этой формации, храм которой собираются строить в новой опере, является всего лишь одним из способов перераспределения финансовых потоков, генерируемых трудом предшествующих поколений, создавших советскую экономику и осуществивших то же великое Тюменское освоение. При этом ключевой фигурой «Сколковской формации» по-прежнему является «манагер» (менеджер, «эффективный менеджер»).
Ключевой же фигурой альтернативной формации, формации развития страны, является инженер, а ее основой – передовая промышленность, промышленность следующего, седьмого технологического уклада, которая и определяет жизненно важный технологический суверенитет страны.
Инновации (а с ними – и общественное богатство) создают не безличные деньги и не курирующие их менеджеры (функции от денег), а реализующие проекты развития страны генеральные конструкторы и инженеры, инженеры во всей полноте этой позиции, т. е. включая и конструкторов, и начальников производств, и мастеров, и квалифицированных рабочих. Поэтому развитие страны обеспечивается не импортом мозгов, а реализацией сверхзадачи по переходу на новый технологический уклад с форсированным пионерным развитием промышленности, науки и образования.
Выдающийся русский физик Петр Леонидович Капица в 1946 году писал Сталину: «Мы, по-видимому, мало представляем себе, какой большой кладезь творческого таланта всегда был в нашей инженерной мысли... Обычно мешали нашей технической пионерной работе развиваться и влиять на мировую технику организационные недостатки… Один из главных – это недооценка своих и переоценка заграничных сил. Ясно чувствуется, что сейчас нам надо усиленным образом подымать нашу собственную оригинальную технику. Мы должны делать по-своему и атомную бомбу, и реактивный двигатель, и интенсификацию кислородом, и многое другое. Успешно мы можем это делать только тогда, когда будем верить в талант нашего инженера и ученого и уважать его, и когда мы наконец поймем, что творческий потенциал нашего народа не меньше, а даже больше других, и на него мы можно смело положиться. Что это так, по-видимому, доказывается и тем, что за все эти столетия нас никто не сумел проглотить».
Сталин, кстати, Капицу поддержал и ему ответил.
И в заключение – о религии и политике.
Я уже много раз писал, что инженерный промышленный труд – главная реализация традиционного православного самосознания в стране, и что в некой брезгливости Московской Патриархии к материальному производству заключается страшная ошибка. Наоборот, православное преображение страны лежит в восстановлении высочайшей русской способности созидать, которая всегда рано или поздно должна приобретать конкретный технологический характер, как, к примеру, десятки новых городов на нашем Дальнем Востоке за прошедшие полтора века или первый в мире полет в космос Юрия Гагарина.
То же касается и политики. Против идущей полной ходом арабизации страны есть только один выход – развитие с опорой на инженеров и проекты развития.
Пора начинать поднимать и преобразовывать страну, делая все, как ясно определил Капица, по-своему.
А пока вместо вывода на первую позицию в стране инженера на гигантские бюджетные деньги ставят скоморошье «Сколково».Источник:
bondarcov86.livejournal.com/539054.html