21 сентября
День осеннего равноденствия Мабон (Mabon), (а в славянской традиции - Таусень-Радогощ ), отмечаемый в Северном полушарии 19—22 сентября, имеет два аспекта: во-первых, это освобождение от всего старого и отжившего, а, во-вторых, воздание почестей покойным членам женской половины семьи.
читать дальшеНазвание Мабон происходит от имени персонажа уэльской мифологии Mabon ap Modron, символизировавшего мужское плодородие в цикле мифов о короле Артуре. Колдуньи не отмечали этот шабаш, как и Остару, до скандинавского вторжения в Англию. В день Мабона многие колдуньи делают себе новые посохи и вырезают руны из древесины вяза — обычай, пришедший от друидов.
День осеннего равноденствия — второй из двух дней в году, когда день равен ночи в Колесе года. Это и традиционное время сбора урожая, которое связывают с заготовлением дикорастущих или зеленых плодов, даров Матери-Земли.
Окончание сбора овощей, фруктов и оставшихся зерновых начал праздноваться еще до христианства. День равноденствия напоминает о приходе зимы, в этот период проводятся ритуалы симпатической магии, гарантирующие, что зимой хватит пищи: обряд состоит в том, что на празднике сначала демонстрировались, а потом съедались лучшие дары лета. Друиды по традиции забираются на вершину горы, чтобы провести побольше времени с летним солнцем, так как ночи становятся все длиннее.
Обычно в Мабон идут на природу, в лес, собирают семена и опавшие листья. Некоторые из них используют для украшения дома, другие сохраняют на будущее для травяной магии.
Пища на Мабон состоит из плодов второго урожая, таких как зерновые, фрукты, овощи и, особенно, кукуруза. Кукурузный хлеб — традиционная пища в это время, так же как и фасоль, сушеные кабачки.
Травы, традиционно используемые для украшения алтаря, пространства вокруг магического круга, и всего дома: желуди, астры, бензоин, папоротник, жимолость, ноготки, мирр, пассифлора (страстоцвет), сосна, роза, шалфей, чертополох, орешник, тополь, желуди, ростки и листья дуба, осенние листья, солома пшеницы, шишки кипариса и сосны, спелые колосья, кукуруза.
Таусень-Радогощ – один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию (Солнцестоянию). Это пора, когда «замыкается» Сварга, Светлые Боги уходят из Мира Яви Земной во Сваргу Небесную до будущей весны, а души Предков улетают на птичьих крылах в Светлый Ирий.Кратко – общий ход действа:
1. Принеся общую требу Всебожью Родову, восславить особливо Рода и Рожаниц – яко Все-Единого Все-Отца всего сущего и Все-Многих Матерей живота всякого.
2. Тако же – восславить Велеса и Макошь – покровителей Урожая. Велеса уместно почтить радетельно украшенным Снопом в Красном Куту, а Макошь – обережным обходом поля (Родовой Нивы) посолонь да требным Короваем.
3. Сотворить мистериальное действо, изображающее переход Светлых Богов через Калинов Мост в Ино. Тако же – проводить Предков в Ирий, возложив в Огнь соломенную Птицу (кою уместно украсить перьями перелётных птиц).
4. Разыграть весёлую скоморошину – «Похороны Мухи» (муха шутейно «хоронится» в «домовине», представляющей собой выдолбленную изнутри морковь).
5. Почтить Предков братчиной, зачин коей положить уместно благословлением урожая на будущий год. Вся страва складывается горкой на край стола, за ней прячется старейшина, спрашивает остальных: «Зрите ли мя, детушки?» Коли урожай был собран обильный, и горка сложена изрядная, ему отвечают: «Не зрим, отче!» Тогда старейшина распрямляется в полный рост и речёт: «Да буди так, чтобы и на следующий год не менее было!» Коли же о сём годе был недород, и горка невозможно мала – так, что спрятаться за ней никак нельзя, старейшина речёт: «Так дадут Боги, чтобы на следующий год было больше!» Среди обрядовой стравы уместны: яблоки, орехи, мёд…
6. В заключение празднества – лепо прославить Родных Богов веселыми песнями да играми со всякими забавами молодецкими. А ещё – по углям горячим походить, дабы на зиму Силою Огненною-Божскою с-Правно преисполниться – Богам Родным во славу, а нам во здраву!..